25 июня, в годовщину смерти поп-идола Майкла Джексона, этот человек написал в своем интернет-дневнике, что Майкл вернулся на землю в некой новой реинкарнации. “Это я почувствовал сегодня во второй половине дня, после тренировки, купания и медитации. Придя домой, а я хожу тренироваться-купаться-медитировать на берег реки Свислочь, на место Силы, недалеко от резиденции Президента Лукашенко...” Возможно, кто-то из любителей прогуляться вдоль Свислочи не раз встречал этого немолодого и скромно одетого человека и проходил, не обращая внимания. Хотя в каком-то смысле это легендарная личность. В свое время в Минске его называли миллионером в шлепанцах. В поисках нового Майкла Джексона сегодня пребывает Валерий Буяк, создатель одной из самых известных в Беларуси финансовых пирамид — “Сэкай”.
В 1996 году журналистам, специализирующимся на криминальной хронике, пришлось срочно осваивать непривычные японские термины.
Более или менее знакомым было слово “айкидо” — японское боевое искусство, которое, как и все восточные единоборства, является неким синтезом войны, философии и религии. Главным смыслом айкидо считается перенаправление энергии атакующего. В каком-то смысле это гуманное боевое искусство, цель которого не убийство, а его предотвращение.
Почему эти знания понадобились журналистам, работающим по криминальной тематике? Потому что одна из самых крупных в истории Беларуси финансовых пирамид начиналась с появления школы боевых искусств и зрелищных шоу с участием Валерия БУЯКА. Таких — когда с высоты падают на битое стекло или разрубают на груди маленькое яблоко, а на теле не остается ни царапины, ни следа, и иных чудес с возможностями человеческого организма.
Школа боевых искусств называлась “Сэкай” — что по-японски означает “мир, свет”, в смысле — “планета”, “Вселенная”.
А идеологически все это подкреплялось религиозным началом — созданием общины оомото. Это учение возникло в Японии в конце XIX века как секта синтоизма. Специалисты говорят, что с традиционной религией Японии оно имеет очень отдаленную схожесть — только некоторые общие обряды и некоторые общие праздники. Секта не получила широкого распространения ни в самой Японии, ни в мире. Если верить справочникам, вне пределов места своего рождения общины оомото существуют в Бразилии, Филиппинах, США, Того, Непале, Индии, Шри-Ланке, Нигерии и... Беларуси. Причем, если в большинстве вышеперечисленных стран общины были созданы выходцами из Японии, то Беларусь выпадает из этого списка. Хотя сэнсэем — учителем в белорусской общине являлся человек по имени Бумата Мататаца, на самом деле за этим именем скрывался минчанин Валерий Францевич Буяк.
И все-таки появление церкви оомото в Беларуси в каком-то смысле является даже символичным. Дело в том, что сторонники учения общаются на языке эсперанто. А создателем этого межнационального языка, как известно, был врач-окулист Лазарь Маркович ЗАМЕНГОФ — дом, где он жил, до сих пор сохранился в Гродно и находится по адресу улица Кирова, 5.
Впрочем, не будем вдаваться в мистику и символизм, тем более что в Беларуси название “Сэкай” ассоциируется с вполне земными и даже низменными делами.
Фирмы при школе боевых искусств стали разрастаться, как и количество обладателей черных поясов. “Сэкай М”, “Сэкай-Инвест”,”Сэкай-траст”, “Сэкай-пресс”, “Скоро”, “Казна” и так далее. В один прекрасный день появилась реклама, призывающая граждан беречь свои сбережения от инфляции и вложить их в высокодуховный бизнес “Сэкай” под высокие проценты. Наивных Буратино, которые были готовы закопать свои деньги на этом поле чудес, оказалось немало, и толпа желающих потекла в офис, находившийся по улице Чичерина, 21. Там ученики охотно принимали эти деньги от имени учителя. Договоры подписывались от имени Бумата Мататацу или Мататацу Буяка. Впрочем, термин “подписывались” в данном случае можно употреблять условно, так как вместо подписи на договорах, как правило, ставилось факсимиле в виде таинственных иероглифов.
Накануне наступления 1996 года все вкладчики “Сэкай” получили от г-на Бумата Мататацу поздравления с пожеланиями здоровья и финансового благополучия. Пожелание оказалось с подтекстом. Уже в марте 1996-го люди не смогли получить свои деньги, хотя их убедительно просили немного потерпеть и просто продлить договоры. Однако 5 мая окончательно стало понятно, что пирамида рухнула: на дверях офиса было вывешено объявление о том, что выплаты производиться не будут. Формальным объяснением причин стал указ президента “О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности”, запрещавший осуществление финансовых операций без получения соответствующей лицензии в Национальном банке. Однако с лицензией или без лицензии, но, как позже выяснилось, денег на выплату вкладчикам на счетах фирм системы “Сэкай” не оказалось. Валерию Буяку не удалось воспользоваться принципами айкидо и отвести от себя удар противника в лице следователей, прокуроров и желающих вернуть свои деньги. Он был арестован. Вот тогда-то журналистам криминальной хроники и пришлось разбираться с особенностями японской терминологии.
Следствие по уголовному делу, возбужденному в отношении Валерия Буяка, длилось почти два года. Еще полтора года продолжались судебные слушания. Согласно приговору, в пирамиде исчезли деньги 1601 человека. И это только с учетом тех пострадавших, претензии которых дошли до следствия и суда. Некоторые, сразу поняв, что с деньгами стоит попрощаться, никуда со своими бумажками, заверенными странными иероглифами, не пошли, решили не тратить попусту время. Некоторые уже в суде говорили, что претензий к Буяку не имеют: надеялись, что деньги будет легче взыскать с бизнесмена, а не с заключенного. В любом случае прокуратура насчитывала у “Сэкай” 3700 вкладчиков.
Исчезнувшие деньги не смогли найти ни следствие, ни суд. Сэнсэй, ссылаясь на то, что сам после выхода на свободу позаботится о своих клиентах, отказался говорить на столь банальные темы. Обманутым людям, а среди них, по традиции, большинство были пожилого возраста, Валерий Буяк обещал, что рассчитается через два года после выхода из колонии. Некоторые верили и даже требовали отпустить сэнсэя, дабы срок мнимой расплаты наступил быстрее, сочувствовали ему. Внешне Буяк действительно никак не производил впечатления богатого человека — простенькая одежда, на ногах — шлепанцы типа “вьетнамки”... В общем, как и положено Учителю, — аскет...
Тем не менее в начале августа 1999 года суд зачитал приговор — десять лет лишения свободы.
Дело имело такой резонанс, что даже Александр Лукашенко высказался. Он заверил, что глава “Сэкая” будет сидеть до тех пор, “пока не вернет людям все деньги”. Этот суровый приговор Фемидой, однако, не был услышан: в 2004-м Валерий Буяк тихо вышел на свободу. Небо не свалилось на землю в честь столь важного события, и солнце не забыло зайти за горизонт в связи с освобождением Учителя из мест заключения... Обманутые вкладчики даже не догадывались, что пошел отсчет тех двух лет, в течение которых Валерий Буяк клялся вернуть их деньги. А некоторые, перенервничав из-за потери последних сбережений и потеряв надежду их вернуть, до столь важного события просто не дожили. Радостным и знаменательным этот день стал только для узкого круга учеников.
Какое-то время назад в программе российского телеканала ТНТ “Битва экстрасенсов” появился “целитель и колдун из Минска” по имени Валекс.
В программе его представили так: “Экстрасенс Валекс Буяк (Валерий Буякс). 53 года. Родом из Минска. Занимался каратэ, йогой, изучал различные восточные магические практики. Сейчас Валекс лечит людей, имеет магическую практику.
В подростковом возрасте у будущего экстрасенса появилось сильное стремление к изучению эзотерики. Валекс часто применяет рамки в своей работе. Свои способности Валекс Буяк осознал только после 30 лет, было это в 1988 году. Большинство людей, которые чем-то обижали Валекса, стали серьезно болеть. И тогда он понял, что может своим полем воздействовать на здоровье других людей. Но вообще Валекс Буяк всегда интересовался разными восточными техниками: йогой, восточными боевыми искусствами — в связи с этим для Валекса это сенсацией не стало”.
Но появление на телеэкранах экстрасенса Валекса не могло не стать сенсацией для тех, кому он все еще оставался должен немалые суммы. Потому что постаревший, потерявший шевелюру, с седой отметиной в бороде, он все-таки не настолько изменился, чтобы его невозможно было узнать. На экранах свои способности демонстрировал Валерий Францевич Буяк собственной персоной.
На сайте программы мы нашли презентационное видео экстрасенса Валекса — запись, которая была сделана, когда он только пришел и заявил о желании участвовать в “Битве...” и рассказывал о себе сам.
“— Представьтесь, пожалуйста.
— Буяк Валерий Францевич. Можно Валекс. Это тоже по паспорту, у меня и так, и так записано. Но предпочитаю, чтобы проходил как Валекс, без фамилии, без отчества.
— Где родились, где живете?
— В Беларуси, в Гродненской области, в деревне. Там у меня отец тоже был гадателем. Сейчас давно минчанин, живу в Минске.
— Ваше образование?
— Журналист.
— Работаете по специальности?
— Нет, по специальности не работаю, изредка пишу, но... Был больше связан с телевидением, сейчас больше на магию переключился.
— Здесь проблема терминологии. Дело в том, что я чему-то учился у отца, потом заметил, что если я обижусь на кого-либо, он заболевает (но это уже когда занимался йогой и каратэ). И дальше — познание именно энергетики. И основа всего — это умение направлять на себя большой поток энергии. Как в лечении кого-либо, так и в иных проявлениях экстрасенсорики и магии. В принципе, это означает: я не знаю, что еще могу, кроме уже проверенного в жизни.
— Когда вы почувствовали свои способности, у кого учились?
— Огромное количество людей, которые чем-то обладали, у кого я обучался. Если вы слышали о такой бабке Федоре (была такая в Беларуси в конце перестройки), мне пришлось с ней работать даже в одном кооперативе. Она, увидев мои способности, сказала однозначно — Сатана. Не в том смысле, что я темный колдун... Но, увидев некоторые вещи, она была поражена. А кое-чем, что она могла, — я был поражен. Вначале мои способности проявлялись в более материальном мире. Но по мере утончения обладания энергией переходили в более тонкий мир, включая кармические слои.
— Вы практикуете лечение?
— Лечение сейчас не практикую.
— Магию?
— Изменение реальности в ту или иную сторону, если это того стоит. То есть я сначала разбираюсь с человеком, можно ли ему помочь. Это можно назвать приворотом, отворотом, сглазом — это не суть важно. Суть — изменение реальности.
— Чему вы научились у отца?
— Только гаданию.
— На чем гадал ваш отец?
— Отец гадал только на картах. Он меня научил, но сказал, чтобы я себе не гадал. И когда я погадал однажды себе — то, что я выгадал, случилось буквально через три дня. После этого я перестал практиковать гадание на картах. (Ходит легенда, что Буяк нагадал себе тюрьму. — Авт.). Я стараюсь заглядывать в будущее вероятностно. Для этого у меня есть гадательная доска... Особенно если я не заинтересован, не взволнован, то результат стопроцентный. Допустим, у меня спрашивают: “Кто выиграет?” — и называют команды. Я футболом не интересуюсь, поэтому мне абсолютно без разницы. Посмотрел — угадал. Один мой знакомый хотел на этом нажиться, какие-то ставки сделать... Но абсолютно информация не пошла. У меня с точки зрения приобретения денег информация не идет”.
Действительно, с деньгами у Буяка не складывается. Из “Битвы экстрасенсов” он тоже вылетел из-за денег. Валекс покинул программу после того, как не прошел простенькое испытание на определение фальшивой купюры. Сэнсэй долго настраивался, но из десяти банкнот выбрал... подлинную.
Валерий Буяк до сих пор отказывается говорить о том, куда же исчезли деньги обманутых вкладчиков. Видимо, это вопрос для какой-нибудь следующей “Битвы экстрасенсов”. Не говорит сэнсэй и о том, чем сейчас зарабатывает себе на жизнь. Возможно, потому, что теоретически он все еще должен выплачивать средства доверившимся ему людям — таков был приговор суда.
А в остальном он достаточно разговорчив и активен.
О церкви оомото: она до сих пор существует
“Поскольку я сам и Центр боевых искусств “Сэкай” находились в Минске, то и основной костяк любителей оомото был тоже здесь. Основу составляли ученики мои по айкидо.
Это были годы перестройки, Горбачев дал свободу вероисповеданию, и религиозным общинам по новому закону не требовалась обязательная регистрация. Посему ни Всесоюзная община оомото, ни Минская община не были оформлены как юридические лица. С распадом СССР деятельность общины ограничилась Беларусью, а точнее Минском. В независимой Беларуси принят был закон о религиях, и, исходя из него, мы в 1994 году пожелали зарегистрироваться уже как юридическое лицо. Министерство юстиции и Мингорисполком более полугода тянули дело, требуя бесчисленных справок, экспертиз и согласований. Даже предлагали не регистрировать, потому что и без юридического лица, мол, можно существовать как община. Все-таки необычное дело — регистрировать общину японской религии в Минске. Последнюю каплю в сторону “добра” добавил один востоковед, которому дали на экспертное заключение документы по общине. Сначала он воспринял такую религию агрессивно: мол, в Японии сплошные реакционеры среди новых религий. Но когда покопался в литературе, то при возврате документов молвил, что “эта религия — самое светлое, что есть в Японии”. И религиозную общину оомото в Минске зарегистрировали 14 декабря 1995 года...
К сожалению, в последующем власти внесли изменения в закон о религиях — сначала обязательную регистрацию (т.е. деятельность верующих как общины без регистрации становится административным нарушением), а позже и перерегистрацию, ужесточающие условия существования религиозных общин. Официально община в Минске просуществовала до 2005 года и была закрыта по решению суда как не прошедшая перерегистрацию. В настоящее время поле деятельности общины переносится нами в виртуальный мир, ибо деятельность в интернете не требует никакой регистрации у властей предержащих. Священником общины неизменно являлся я, Валекс Буяк (Бумата Мататацу). Только на период моего нахождения в заключении председателем правления общины (это не священническая должность) избирался один из моих учеников”.
О тюрьме
“Тюрьма меня спасла. Я пережил два покушения. Третье не пережил бы, исчез бы, как Щавлик. Потом в тюрьме понял, как хорошо, что меня посадили! В первый раз я благодаря айкидо ушел с линии выстрела. Ну, дурак покушался: подошел в упор с пистолетом. Я крутанулся, пуля ушла, я ему подсечку — и бегом. Он сказал, что обещали 135 тысяч долларов. Второе покушение было в ресторане “Рандеву”, где мы праздновали день рождения японского императора. Киллер посмотрел на меня, насколько я необычный человек: самый главный, а ходит в шлепанцах... И отказался, поняв, что лучше со мной сотрудничать. Потом мы встретились с ним в тюрьме”.
О собственной вине
“Я чувствовал вину перед теми, кто доверился мне, доверил мне свои деньги. То, что меня объективно лишили возможности вернуть деньги, заключив в тюрьму, совершенно не оправдание по японским понятиям. Требуется сэппуку (харакири). Я сделал четыре попытки. В тюремных условиях это практически невозможно. В камере на десять человек нас 28. Большая часть не спит, поэтому тайком это сделать не получится, а другие не дадут... Вот и не удалось. Тогда, чтобы доказать отсутствие намерения обмануть вкладчиков, я и отрезал себе палец. 3 февраля 1997 года, в конце второго месяца голодовки. Резал два часа, используя лезвие безопасной бритвы”.
Подтверждаем: у Валерия Буяка действительно отсутствует фаланга на мизинце правой руки. Но как он ее лишился?.. Сэнсэй ведает...
Улевич О. Миллионер во вьетнамках: журналист посетил подследственного в больнице колонии строгого режима. // Имя 1997.03.21. №92. фото статьи "Сэкай" - это МИР