Об искусстве столкновения со смертью
Если вы не дурак, то, пожалуй, знаете, что представляет из себя обряд сэппуку/харакири
(о разнице этих понятий чуть-чуть позже). О нем говорят,
снимают кино, пишут книги, и, самое главное, его делают — да,
до сих пор. Это понятие (часто — харакири) большинством
распопсовано, но, хвала Будде, это самое большинство довольствуется лишь
определением. О том, что кроется глубже, и пойдет молва.
Если все же вы дурак, то напомню:
Сэппуку/харакири (切腹/腹切り —
букв. «резать живот») — ритуальное самопожертвование/самоубийство методом разрезания живота под различным углом.
Вот как раз тут и возникает несоответствие дефиниций. Дело в том, что сэппуку представляет собой именно самопожертвование и несет высокий моральный и духовный смысл, в то время как харакири есть осквернение ритуала, самоубийство и вообще очень бытовое слово само по себе.
Акт I: История возникновения и популяризации.
До появление сего способа покончить
с собой, в Японии были распространены обыденные вполне
кремирование (иногда — самосожжение) и виселица. Но,
в 1156 г. (конец периода Хэйан, смута Хогэн), даймё (феодал) Минамото-но Тамэтомо из рода Минамото разрезал себе живот, желая избежать стыда и плена.
Сэппуку получили широкое распространение
у самураев лишь в конце XII в., во время борьбы
за власть двух могущественных родов — Минамото и Тайра.
С этого времени число подобных случаев постоянно растет; самураи
делали себе сэппуку, чаще не желая сдаваться в плен или
в случае смерти своего господина (оибара — самоубийство вслед за господином).
Добровольно уходили из жизни
не только вассалы феодалов, но и сами даймё. Так,
например, в день кончины сёгуна Иэмицу (1651 г.)
самоубийством покончили пять знатных князей из его окружения,
которые не пожелали «пережить своего господина».
В период междоусобных войн сэппуку
приобретает в сословии самураев массовый характер. Вскрытие живота
начинает доминировать над другими способами самоубийства.
В основном самураи прибегали к харакири для того, чтобы
не попасть в руки врагов при поражении войск своего даймё,
этим же они одновременно заглаживали свою вину перед господином
за проигрыш в битве — уходили таким образом
от позора.
Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и 60
его преданных друзей совершили обряд харакири. Этот случай считался
самураями одним из самых благородных примеров преданности долгу
в японской истории. Обыкновенно вслед за вскрытием живота
японский воин этим же ножом перерезал себе и горло, чтобы
прекратить мучения и быстрее умереть.
Бывали случаи, когда самураи или военачальники обезображивали себе
перед самоубийством лицо холодным оружием с тем, чтобы воины
противника не смогли уже после их смерти использовать головы
совершивших харакири в качестве доказательства своей «храбрости»
и военного мастерства перед господином и снискать себе
за эту ложь уважение и почёт самураев собственного клана. Так
поступил Нитта Ёсисада, воевавший против рода Асикага. Он, чтобы не быть узнанным врагом, перед харакири изувечил себе лицо.
MIUKI MIKADO
Период Сёгуната Токугавы (1603—1868
г.) — золотой период для сэппуку — официальное закрепление
и распространение среди простого населения, что в принципе
позже и приведет ритуал к искоренению и отмене (Мэйдзи Исин (Реставрация Мэйдзи), 1866 — 1869 г.). Но полностью обряд сэппуку не удалось уничтожить.
Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство японского писателя Юкио Мисимы
в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым
одобрением нации, создавая по отношению к некоторым
применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы
и величия.
Wikipedia
Юкио Мисима (1925—1970 гг.) совершает сэппуку.
Акт II: Метафизика и алхимия
Истоки идеологии сэппуку берут свое начало из философии дзэн-буддизма,
согласно которой в качестве основного, центрального жизненного
пункта человека, и тем самым местопребыванием жизни,
рассматривается не сердце или голова, а живот,
в действительности являющийся физическим центром. Таким образом,
разрезая некогда целостную субстанцию, хранилище всей человеческой
энергии, самоубийца открывает некую дверь, чтобы выпустить эту энергию.
Живот (хара) японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования,
и вскрытие его путем харакири означает открытие своих сокровенных
и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов
и устремлений. Другими словами, по понятиям самураев, «сэппуку
является крайним оправданием себя перед небом и людьми»,
и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.
MIUKI MIKADO
лишь очень
немногие представители женского пола могли похвастаться способностью
выдержать чудовищную боль от разрезания брюшной полости (самое
болезненное ранение), поэтому им разрешалось разрезать себе горло.
Акт III: Практическая часть и способы разрезания
Существуют определенные критерии, от которых будут зависеть все тонкости обряда, среди них:
- Физические и духовные показатели того, кто собственно и будет совершать ритуал: болевой порог, воля, выносливость, выдержка, самообладание, терпеливость.
- Наличие/отсутствие помощника, задача которого
состояла в основном в ускорении процесса (например, отрубание
головы). Вспоминается печальный опыт вышеуказанного Юкио Мисимы — тому понадобилось несколько помощников, т. к. первый из них, Масакацу Морита, не смог отрубить голову Мисиме и ему пришлось отдать меч другому, Хиромасу Коге.
- Оружие — в большинстве случаев это кусунгобу (ритуальный нож для харакири), реже — вакидзаси
(малый меч), и в самом крайнем или безвыходном положении
самоубийство совершалось обычным большим мечом, на который
наматывалась материя или бумага, на 10–15 см от острия.
Также существуют упоминания об использовании заточенного
бамбукового меча, которым сэппуку проводилась крайне сложно и еще
более болезненно, чем при стальном мече, тем самым самураи показывали
максимальный уровень выносливости.
- Школа или род, к которому принадлежит самоубийца.
- Направление и угол, по которому будет идти лезвие.
Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Каждый день, когда
тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как
тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают
копьем или разрубают мечом. Каждый день нужно воображать себе, как
ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны,
поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время
землетрясения. Каждый день нужно переживать падение с высокой
скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти
хозяина. Каждый день без исключения нужно считать себя уже мертвым.
Ямамото Цунэтомо. «Хагакурэ»
Живот разрезался дважды, сначала
горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально
от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель —
самоубийство — вполне оправдывалась средством — харакири;
после этого страшного ранения остаться живым было уже невозможно.
Существовал также способ вскрытия живота, при котором брюшная полость
прорезалась в виде буквы «Х». Первым движением был порез
от левого подреберья направо вниз. Оно проводилось самураем
в сознательном состоянии, тщательно и с вниманием, когда
буси имел ещё много сил для этой операции. Второй разрез делался уже
в условиях большой потери крови при уходящем от сильной боли
сознании. Он направлялся с нижней левой части живота вверх
направо, что было легче для правой руки. Кроме крестообразного вскрытия
живота, применялись также и другие способы. Самым распространенным
было вспарывание живота посредством косого разреза слева направо вверх,
иногда еще с небольшим добавочным поворотом влево вверх, или
в виде двух прорезов, образующих прямой угол. В более позднее
время операция харакири была упрощена: достаточно было сделать лишь
небольшой разрез или просто ввести малый самурайский меч в живот,
используя при этом вес собственного тела.
Акт IV: Отголоски в культуре и выводы
Как уже было написано в начале,
харакири — вещь вполне известная, которой много чего посвящено.
Но непосредственное упоминание этого процесса — редкое
явление. Относительно свежие размышления по поводу сэппуку можно
встретить в различных хокку и танка, Бусидо, Хакагурэ, в произведениях все того же Юкио Мисимы.
Очень малое количество фильмов полностью раскрывают тематику ритуала — Seppuku (1962 г., реж. Масаки Кобаяси) и его римейк Ichimei (2012 г., реж. Такаси Миикэ). Оба в русском прокате носят названия «Харакири».
Фильмы «Харакири» 1962 г. и 2012 г. соответственно.
Что интересно, харакири — особый фетиш в японском псевдо-снаффе.
Элементарные же упоминания встречаются в каждом четвертом
японском фильме и американских фильмах о Японии («Последний самурай», «Мемуары Гейши»).
Ну и, собственно, пора завершать.
Вместо вывода хочется предостеречь особо впечатлительных и указать
на то, что эта статья ни в коем разе не призыв и не пропаганда.
Источник: http://мы/seppuku.htm |